Здесь будет рассказано о том, как микшировать исходный AC-3 5.1 поток из *.vob-файлов в 4 канала (две стерео-пары), и соединять их с видео-потоком, предварительно сжатым по алгоритму DivX ;-). Это позволит Вам сохранить пространственный звук, близкий к оригиналу и даст возможность прослушивать четыре независимых канала через четырёх-канальную звуковую карту (SBLive! Vortex2).
Разработал соответствующий фильтр 3DSound для этих целей Miguel Angel Horna ( Semi ). Принцип заключается в том, что из общего цифрового потока звука выводятся фронтальная стерео-пара и тыловая стерео-пара. В первом случае фронтальный левый, фронтальный правый и центральный каналы оригинального звука выводятся в первый *.wav-файл, а во втором случае тыловой левый и тыловой правый каналы оригинального звука выводятся во второй *.wav-файл, причем в обоих случаях можно сразу выбрать режим компрессии в формате MP3 (если уровень звука не окажется слишком низким, в противном случае лучше выводить звук в несжатый *.wav-файл и обработать его в звуковом редакторе, со сжатием в MP3 при сохранении результата обработки). Далее, с помощью программы Graph Edit оба *.wav-файла соединяются с видео-потоком (уже сжатым по алгоритму DivX ;-)) в один цифровой поток и сохраняются в конечный файл. Далее, создаётся управляющий *.grf-файл, при воспроизведении которого мы получаем возможность услышать 4 полноценных независимых звуковых канала!
Теперь рассмотрим всю процедуру преобразования подробно. Для начала Вам необходимо скачать софт:
Распакуйте зип в папку, в которую риповали *.vob-файлы с диска и туда же поместите файл ac3dec.exe. Далее, в режиме MS-DOS перемещаемся в нашу папку и набираем следующую командную строку:
Нажимаем Enter и если все правильно, то появится окошко с выбором режима компрессии, в котором необходимо задать желаемые установки, затем Ok и ждем, пока команда выполнится.
Теперь нам необходимо вывести задние (тыловые) каналы во второй *.wav-файл. Для этого Автором и был доработан фильтр ac3dec, который поддерживает теперь команду -zerolr позволяющую выводить реальную информацию тыловых каналов из общего потока. Набираем следующую командную строку:
Как и в первом случае выбираем режим компресии (с аналогичными установками) и ждем выполнения команды.
Следующий шаг - соединение выведенных звуковых файлов со сжатым *.avi-файлом (который Вы получите в результате комрессии *.vob-файла). Для этого открываем программу Graph Edit, далее выбираем Graph=>Insert Filters=>DirectShow filters=>AVI/WAV File Source открываем по очереди *.avi-файл и оба *.wav-файла, получаем следующее:
Вставляем аналогичным образом фильтр AVI Mux и соединяем с ним три блока - удерживаем мышью выход каждого блока и соединяем поочередно их со входами блока AVI Mux, придерживаясь следующей последовательности - input1=>Video, input2=>Front, input3=>Rear.
Нажимаем правую кнопку мыши на блоке AVI Mux и выбираем опцию Properties, в которой выбираем настройку Interleaving=>Full=>Apply. Теперь нам необходимо задать режим сохранения преобразований в конкретный файл. Для этого выбираем блок File Writer, указываем название и расположение файла и соединяем AVI Mux с File Writer. Нажимаем кнопку Play и ждем полного просчета файла. В результате получаем *.avi-файл с двумя звуковыми потоками.
Созданный нами файл необходимо соответствующим образом воспроизводить. Для начала открываем его в новом окне Graph Edit следующим образом - File=>Render Media File и видим перед собой следующую картину (здесь я использовал при выводе аудио-потоков одновременно компрессию в MP3):
Далее, удаляем два блока фильтров Default DirectSound Device и открываем фильтр Semi's DirectSound 3D. Подключаем его как показано на рисунке снизу по правилу - Stream 01=>Front, Stream 02=>Rear, т.е. фронтальный звуковой сигнал подаем на вход Front фильтра, а тыловой - на Rear.
Сохраняем результат в файл, с расширением *.grf и для воспроизведения созданного мультитканального файла необоходимо в дальнейшем открывать именно его, а не созданый ранее *.avi-файл. Используйте для этих целей Windows Media.
Проведя ряд экспериментов и сравнений (звуковая карта SBLive!Value) я заметил следующее - при прослушивании какого-либо *.wav-файла (Front или Rear) заметно четкое разделение потоков, выведенных из общего AC-3 потока, т.е. проникновений из противоположного потока практически нет. При воспроизведении же соединеного потока из фронта, тыла и видео, некоторая смесь в звуке уже имеет место (к примеру, в тыловых каналах, слабо слышен сигнал фронта и наоборот). При прослушивании самого источника (*.vob-файл) через программный плейер PowerDVD2.55 с функцией downmixing AC-3 5.1 to 4 Channel смесь между фронтом и тылом еще больше... Не могу сказать точно, в чем причина - недостаточное разделение между двумя стерео-парами звуковой карты или в используемых программных фильтрах, но факт имеет место. В любом случае, звук в таком варианте слушать интереснее, чем обычное стерео, да еще и учитывая стоимость необходимого оборудования...
В заключении - несколько рекомендаций:
если фильм записан в варианте Multi-Angle, то сначала необходимо вывести цифровой поток в формате AC-3 прямым копированием, наряду с компрессией видео (в программе FlasK MPEG), чтобы небыло разрывов и повторений отрывков, а видео и звук шли непрерывно. После этого, файл *.ac3 открывается аналогично файлу *.vob по методике, описанной на странице и из него выводятся фронт и тыл.
Если звук будет слишком тихим, то каждую стерео-пару можно отдельно обработать в звуковом редакторе, подняв общий уровень фонограммы (описание методики планируется в ближайшее время). Поскольку редактор сначала будет распаковывать сжатый в MP3 файл, затем обрабатывать и при сохранении снова сжимать в MP3, то рациональнее будет выводить фронт и тыл из потока AC-3 в несжатом виде, а уже после обработки редактором, сжать в MP3. Это позволит сэкономить немало времени...
Методика получения четырёх-канального звука была описана на примере отдельных *.vob-файлов, но никто не запретит и не помешает Вам осуществить это для полного фильма, тем более, если он записан в варианте Multi-Angle, то иначе поступить просто не удастся... Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что звук займет в два раза больше места, чем при обычном двух-канальном варианте и посчитать его объём можно по формуле 120 x DataRate(kBit/sec) x T(продолжительность фильма в мин.) / 8192 = объём файла четырёх-канального звука (Mb).
Как нетрудно заметить, звук займёт немало места и уместить на оставшемся объёме одной матрицы CD-R достойну картинку уже, скорее всего, не удастся... Придётся разделить фильм на две равные части. В этом случае подготовить файлы необходимо будет следующим образом:
Разумеется, для каждой части фильма будет свой *avi-файл и свой *.grf-файл (именно его и нужно окрывать в Windows Media для воспроизведения).